Как эволюционировали бизнес-модели в EdTech: объясняет Марат Немешев

Как эволюционировали бизнес-модели в EdTech: объясняет Марат Немешев

Сфера EdTech эволюционирует, а бизнес задумывается о разработке собственных образовательных курсов. Сегодня создать свой продукт может не только корпорация с большим бюджетом – такие решения стали доступными для компании любого размера.

Источник: ComNews

EdTech для всех

До недавних пор разработку собственного курса могли позволить себе только крупные компании, но сегодня дела обстоят иначе: это уже не привилегия гигантов рынка, а возможность для среднего и малого бизнеса решить свои задачи. Стоимость обучающих программ варьируется в зависимости от объема заложенных в нее знаний, количества сотрудников разных специализаций, которых предстоит обучить, и других факторов. Поэтому разработку брендированного курса можно осуществить, имея даже небольшой бюджет – например, с помощью платформ-конструкторов, позволяющих создавать электронные учебные материалы самостоятельно.

Сегодня сотрудникам любой компании – будь то высокотехничное производство или небольшая кофейня – нужно уметь быстро учиться и перестраиваться (во время пандемии, когда мир перешел на удаленку, этот навык приобрел особую важность). Для традиционного корпоративного обучения такой ритм равен потрясению: приходится заново переписывать учебные программы, ежегодно теряющие актуальность, тратить на это силы, время и деньги, и при этом задаваться вопросами: действительно ли такая схема эффективна, оправданы ли затраты и чем, насколько хорошо вовлечены сотрудники.

Возможности электронного обучения дают вполне конкретные ответы на эти вопросы: современные платформы научились предлагать учащимся индивидуальный план, анализировать результаты и даже указывать на ошибки. Отслеживать вовлеченность сотрудников стало проще - за человека это делают специальные алгоритмы. Сегодня некоторые компании предоставляют возможность пройти курс бесплатно – помимо очевидных преимуществ для обучающегося, бизнес может обкатать механику своего курса и "натренировать" искусственный интеллект, а пользователь получит опыт взаимодействия с системой.

Говоря об эволюции EdTech, нельзя не вспомнить про иммерсивные технологии – новую ступень в организации обучения. В отличие от традиционной модели, где информация дается в одностороннем порядке (от наставника в форме лекции или видеокурса), технологии иммерсивного обучения позволяют погрузиться в предмет (или конкретную ситуацию) и рассмотреть его с разных сторон. Контент, основанный на иммерсивности, интерактивен и дает обратную связь в реальном времени (например, симуляторы полета или очки виртуальной реальности для реконструкции различных условий). Технологии дополненной (AR), виртуальной (VR) и расширенной (XR) реальности стали применять компании-разработчики курсов – это комплексный подход, позволяющий доверить специфическую задачу профессионалам и, следовательно, сэкономить время.

Потребность в средствах, с помощью которых можно "прощупать" обучающий контент, безусловно, есть. Об этом говорит рост рынка виртуальной и дополненной реальности в России на 16% в 2020 году (до 1,4 млрд руб). Но как и любой технологической новинке, VR, AR и XR нужно время, чтобы упрочить свои позиции и стать понятными, удобными и доступными для большинства компаний. Переходный этап – тоже часть процесса эволюции, растянутого во времени.

Аутсорс разработки курсов или инхаус: что выбирает бизнес

Эволюция аутсорсинговой бизнес-модели привела к тому, что теперь, когда технологии освоили профессионалы, заказчик может прийти с запросом непосредственно к ним. Сейчас есть возможность заказать у learning-инженера доработку курса под конкретную специфику компании или подставить свой контент в готовый шаблон-конструктор самостоятельно. Создание курса в сфере, косвенно связанной с технологиями (например, ресторанной), станет первым шагом к цифровой трансформации компании, которая на выходе получит полноценный кастомизированный цифровой продукт.

Инхаус остается более сложным и затратным путем: если заказчик планирует организовать поточную разработку курсов, он может обучить сотрудников работе на платформе и переквалифицировать их в learning-инженеров (Learning-инженер это специалист, который определяет цели обучения, формирует вопросы для учебных курсов, обучает системы алгоритмам и работает с данными для переноса их на обучающие платформы, – Прим. ред.). Но это скорее вариант для крупного бизнеса, готового понести финансовые и производственные риски (содержать такого специалиста внутри компании дорого, и потребность в нем есть далеко не всегда – например, если курс нужен разово) и не желающего терять контроль над процессом разработки. Не каждая компания к этому готова.

Аутсорс же позволяет нанять специалистов с высоким уровнем экспертности и отдать разработку "под ключ" – с гарантией своевременной сдачи проекта, подкрепленной договором. Но истину нужно искать посередине: структура современных образовательных платформ позволяет распределять нагрузку между learning-инженером, нанятым со стороны, и собственным специалистом.

Как компании решают вопрос разработки курсов на практике?

Кому и как помогает e-learning

Сегодня основные задачи бизнеса в области IT выполняет внешний аутсорсер, закрывающий полный спектр потребностей (в отличие от периода, когда крупные компании отдавали функцию разработки дочерним IT-структурам), а с ростом популярности EdTech все большим спросом пользуется аутсорс learning-инженеров. За годы существования электронного обучения его целеполагание существенно изменилось. Если первые решения в сфере e-learning применялись в университетах (например, HTML-учебники по различным дисциплинам), то теперь его можно подстроить под практические требования бизнеса. Это стало возможным сперва благодаря появлению MOOK (платформе для создания массовых открытых онлайн-курсов, позволяющих "собрать" курс под конкретную цель), вышеупомянутых LMS и персонализированных платформ. Инструментарий, предлагаемый разработчиками курсов сегодня, позволяет создавать интерактивные учебные программы (добавляя в них не только текстовые блоки, но и фото-, видеоконтент, различные диаграммы и графики, элементы VR/AR), интегрироваться с сервисами, работать на разных устройствах (не только на ПК, но и на смартфонах).

Сегодня e-learning предлагает решить задачи разной направленности – от обучения продажам до погружения в особенности конкретного продукта. То есть оно гибко подстраивается под специфику компании, что позволяет применять его в разных областях. Потребность в курсах есть у IT-компаний, медучреждений, банков и даже заведений общепита. Все они одинаково хотят сделать корпоративное обучение прозрачным, чему-то научить людей и закрепить эти знания для практического применения.

EdTech добрался даже до отраслей, с которыми его сложно представить в одной связке. Например, появился курс для любителей и профессионалов пивоварения, рассказывающий об ингредиентах пива и их влиянии на вкус, цвет, запах и другие характеристики напитка. Курс "Что на самом деле у вас в бокале", основанный на алгоритмах адаптивности, "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" создал совместно с баром-бутиком "Пивная карта". Он стал хорошей базой знаний для будущих профессионалов пивоварения и позволил людям, далёким от этой области, узнать ее лучше.

С помощью e-learning компания может оперативно выявлять и устранять актуальные проблемы, связанные с кибербезопасностью в условиях удаленки. Эту задачу решил курс, реализованный "Лабораторией Касперского" и Area9 Lyceum – он помог определить слабые места в знаниях о кибербезопасности у сотрудников и создал почву для работы над этими пробелами.

"Мы понимаем, насколько сейчас, в условиях вынужденной удалённой работы повысились риски возможных инцидентов на "домашних" рабочих местах. Поэтому мы постарались, чтобы максимальное количество пользователей ПК получили необходимые знания и навыки в бесплатном курсе, посвященному кибербезопасности. Это позволит не только обезопасить себя, но и снизить нагрузку на и без того перегруженные IT-отделы. Курс не только дает знания, но и выявляет неосознанную некомпетентность — пробелы в знаниях, о которых пользователь и не догадывается. В этом заключается особая ценность электронного адаптивного образования", — заявили в "Лаборатории Касперского".

E-learning помог американскому luxury-бренду Shinola Detroit (производителю часов, велосипедов и кожаных изделий) решить проблему роста розничной торговли. Компания пришла к заказчику – Area9 – с конкретным запросом: Shinola нуждалась в эффективном и действенном способе привлечения клиентов и новых сотрудников на фоне увеличения количества точек продаж. При этом, для компании было важно убедиться, что новички хорошо знают продукцию и могут передать корпоративные ценности Shinola другим сотрудникам. Благодаря среде быстрой разработки, которой отличаются современные платформы, работа над курсом не стала препятствием. После того, как Shinola Detroit реализовала курс, был отмечен рост продаж на одного сотрудника и в точках, в которых использовался адаптивный подход.

Бизнес обращается к e-learning, доверяя ему решение самых разных задач — от обучения сотрудников особенностям конкретного продукта до повышения продаж. Корпоративное образование давно вышло за рамки аудиторных лекций, и эти изменения, подталкиваемые развитием EdTech, уже не остановить.